
О чём же говорить в Международный женский день, как не о девушках? Тем более что прекрасный пол в футболе – давно уже не экзотика. Например, в академии тульского «Арсенала» выстроена целая пирамида женского футбола – от самых юных воспитанниц, которые ещё не ходят в школу, до команды первой лиги. Наша собеседница Елизавета Плотникова помогает девчонкам в красно-жёлтом осваивать азы игры, а «Арсеналу» – добиваться результатов на новом для клуба поприще женского футбола.
Интерес девушек к футболу в Туле увеличился
– С чего для тебя начинался путь в игре?
– В тренировочном лагере по дзюдо мы с мальчишками всегда играли в футбол. Там нас всех заставляли гонять мячик, и мне начало нравиться. В свободное время от дзюдо я ходила играть, и как-то всё завертелось, и я попала сначала в мини-футбол. Занималась в ТГПУ, играла за университет. После этого на год закончила с футболом. А после как-то раз увидела, что идёт набор в «Арсенал», и решила попробовать себя. В итоге меня взяли. Начала тренироваться с младшими, после этого повезло, завертелось, а я захотела стать ещё и тренером. А начиналось всё с того, что у меня была травма, я не могла играть и начала помогать нашему наставнику. Сейчас тренирую в академии «Арсенала» и играю за первую команду, за старших девочек. Хочется, чтобы девочки, с которыми я сейчас занимаюсь, сразу получали футбольные навыки, а не как я – в 13 лет.
– А в каком возрасте девочке лучше всего начинать заниматься футболом?
– Лучше всего – в шесть-семь лет. Среди тех, с кем я работаю, самые старшие – 2012–2013 годов рождения, самые младшие – 2017–2018-го.
– Чем девчонку, которая учится в младших классах или даже не начала ходить в школу, может заинтересовать футбол?
– Как по мне, работой с мячом. За мячом всегда интересно бегать, в любом возрасте. Так же и мальчики все начинают, они же просто гоняют мяч во дворах. А потом понимают, что им интересно играть, они хотят развиваться дальше и идут заниматься в футбольную школу. У девочек, я думаю, абсолютно так же.
Когда проводим просмотры, заходят обычные салки. Это упражнение и для разминки, и для координации, потому что много смены направлений, движений. Можно иногда показать трюк, пожонглировать. Им это тоже понравится, они захотят научиться – и втянутся.
– Как в последние годы меняется в Туле интерес девушек и их родителей к футболу?
– Он увеличился. Сейчас у нас выстраиваются уже три полноценные команды, с которыми можно и нужно работать. Ну и тот факт, что есть команда ЮФЛ и команда первой лиги, способствует повышению интереса. Все хотят попасть выше, играть, заниматься. Наши девочки 2008 года рождения начинали с ЮФЛ, а прошлый сезон провели в первой лиге.
– В академию «Арсенала» ездят заниматься не только из Тулы?
– Больше всего из Тулы, но есть и из Щёкино, из Ленинского.
– Девушки играют в футбол и в других местах области – например, в Новомосковске, в Черни. Вы поддерживаете контакты?
– Общаемся, и, если есть девочки, которые интересны, пытаемся договориться с тренером, обсудить, не против ли они отдать её на тренировки, на ЮФЛ. У нас и из Черни была девочка, и даже из Орла.
У меня в команде нет двоечниц
– Нынешних школьников и школьниц больше всего увлекают телефоны – в них они находят целый мир. На такое пристрастие жалуются и родители, и учителя, и тренеры. Как справиться с этой проблемой?
– Думаю, нужно ограничивать, а не запрещать. Стоит сказать: «Погуляй, развейся, а потом делай что хочешь». Как раз поэтому родители сейчас отправляют детей на спорт. Мои девочки так часто в телефонах не сидят. Они маленькие, у некоторых ещё кнопочные телефоны. Если они ходят на тренировки, то должны быть сосредоточены на все 100%. Если перед тренировкой я вижу телефон, сразу говорю: убираем, либо будем сидеть в раздевалке до конца тренировки.
– То есть мяч, на твой взгляд, способен конкурировать с гаджетами?
– Сейчас, конечно, нечасто встретишь ребят, играющих во дворе. Но есть такие, которые прямо горят, и им нравится футбол, даже если они устают, всё равно пойдут играть в него.
– Насколько знаю, не всегда родители в восторге, если их дочь занимается футболом.
– Я бы не сказала, что у меня родители запрещали, но они не хотели, чтобы я становилась футболисткой. А мамы и папы моих девчонок наоборот: когда тренировки отменяются по каким-то обстоятельствам, они пишут, что жалко, очень хотелось прийти, девочкам очень нравится.
– А как вообще строится тренировка? И сколько она длится?
– В основном полтора часа.
– И даже у самых маленьких удаётся удерживать концентрацию всё это время?
– Помогают какие-нибудь подвижные игры, больше работы с мячом, всем девочкам нравится возиться с мячом больше, чем без мяча бегать. Найти подход к девочкам разных возрастов трудно, построить тренировку так, чтобы она подходила всем, трудно. Иногда я делю их на две группы, на старших и младших.
– В советских спортивных секциях тренеры строго контролировали успеваемость: показываешь дневник, и если там двойка – не тренируешься. Как ты считаешь, учёба – это важно для футболистки?
– Каждый семестр я говорю своим родителям, чтобы они скидывали мне оценки. Если у кого-то есть серьёзные проблемы, двойка или тройка выходит, я говорю, что нужно подтягивать – либо я не буду допускать до тренировок. Потому что учёба – это самое важное, без головы и в футболе никуда.
– Ну и как, прислушиваются?
– Да. Но у меня, честно говоря, нет двоечниц, у меня почти все хорошистки.
– А у кого учится сама тренер Елизавета Плотникова?
– Учусь у Александра Сергеевича (Икаева). Мне до сих пор нравится его подход. Мне не близок футбол, который «бей-беги»: мяч выносим – и побежали кучей. Нравится более организованный футбол через передачи, выходы, по душе обучаться игровым схемам и обучать им девчонок. Сейчас мне более интересно заниматься с теми, кто только недавно увидел мяч и делает первые шаги в футболе. Но в дальнейшем хочется прогрессировать дальше и учить девочек тому, что сама знаю в футболе, и вместе с ними прогрессировать.
– В 2024 году ты прошла обучение в академии РФС и получила тренерскую лицензию C. Как это было?
– У нас сначала была теория, после этого сразу практика с командами мальчиков: то, что нам рассказывали, мы сразу воплощали на поле. Когда составляли упражнения с тренерами, каждый говорил, что хочет сказать, показать. Мы искали общий подход и находили упражнения, которые для всех интересны. Я узнала много новых упражнений для того возраста, с которым мы занимались, – раньше о них даже не знала.
– В Тульской области мало девчачьих команд, турниров тоже. Это проблема?
– Выходим из положения тем, что команда девочек играет вместе с пацанами соответствующих возрастов. И показывает результаты, которыми не то чтобы можно гордиться, но за них точно не стыдно. Это хорошие результаты, соответствующие развитию команды.
Хочется, чтобы в Туле появилась команда женской Суперлиги
– У тебя есть футбольные кумиры?
– У меня нет кумиров. Я, честно говоря, не очень люблю смотреть мужской футбол – только женскую Суперлигу. Есть у нас девочки, которым мужской футбол нравится – например, за «Реал» болеют или за «Барселону». Но с удовольствием ходят и на матчи «Арсенала». Весной будем стараться со всеми девочками посещать игры.
– Чем же, на твой взгляд, женский футбол зрелищнее?
– Девочки больше эмоциональны, за ними интереснее наблюдать, чем за игрой мужчин. Как по мне, это хорошо. Они выплёскивают всё на поле.
– Тем не менее у мужчин-болельщиков есть предубеждение по поводу женского футбола...
– Они же не видят, как у нас проходят матчи, и пишут вот это вот всё. У нас такие же эмоции. Мы так же, как и мальчики, хотим играть в футбол. Нам это нравится. Мы горим этим желанием. А если это не видеть и писать язвительные комментарии...
– Прошлый сезон для женской команды «Арсенала» был не самым удачным. Можно ли надеяться на более успешные результаты в 2025 году?
– Перспективы, конечно же, есть. Нужно больше работать, чем разговаривать и размышлять. Сейчас девочки готовятся к новому сезону ЮФЛ, который стартует в июне.
– На разминках перед матчами «Арсенала» ты уделяешь много внимания ударам: много бьёшь по воротам, по девяткам, по углам. Это тоже пример для юных девчонок?
– Ну, я ударами просто вратаря разминаю, получается – так же делала на матчах ЮФЛ. Понимаю, что удар у меня будет посильнее, чем у девочек из юношеской лиги, поэтому пытаюсь так донести, чтобы вратарь настраивалась на более сильные удары, не расслаблялась. Например, в Воронеже есть Лиза Лысова – у неё пушка, конечно, та ещё. Даже не сказать, что это девочка бьёт. Поэтому хочется, чтобы футболистки прогрессировали в мышлении, но не забывали и про силу. Потому что где-то корпусом надо сыграть, ноги нужно накачать. Если будешь дрищом, в футбол будет трудновато играть.
– Каким ты видишь будущее тульского женского футбола?
– Тут нужно и размышлять, и мечтать.
– Можно и поразмышлять, и помечтать.
– На самом деле очень хочется, чтобы «Арсенал» наш вышел в премьер-лигу и у нас появилась женская команда в Суперлиге. И хотелось бы играть на более высоком уровне. Практически все девочки смотрят Суперлигу, мы видим, каково это вообще. И большинство девчонок мечтают играть на высшем уровне, в топовых клубах.
Андрей Жизлов