На чемпионате мира по футболу в Катаре осталось сыграть всего ничего: 18 декабря станет известна сильнейшая сборная планеты. Между тем не только на зеленых полях кипит жизнь: мундиаль – это еще и обширная культурная программа. К примеру, на выставке в Катаре, посвященной чемпионатам прошлых лет, одним из экспонатов стала футболка полузащитника Андрея Пятницкого, который еще недавно был главным тренером новомосковского «Химика» и тульского «Арсенала-2». Впрочем, у тульского футбола с чемпионатами мира есть связь и покрепче: в 1966 году новомосковец Василий Данилов почти добрался до пьедестала.

Родился он за месяц с небольшим до Великой Отечественной, 13 мая 1941 года, в Воронежской области, но вскоре семья перебралась в Сталиногорск. Здесь Данилов рос, здесь же начал заниматься футболом. Поначалу играл в чемпионате области, а в 1960-м дебютировал в классе «Б» в составе сталиногорского «Шахтера». Здесь его и приметили представители ленинградского «Зенита», и уже в 1961-м он перебрался туда. Коренастый крайний защитник полюбился и болельщикам, и тренерам: Данилов быстро закрепился в составе ленинградцев и уже по итогам дебютного сезона попал в список 33 лучших футболистов чемпионата СССР. А в 1965-м дебютировал в сборной страны. Легендарный руководитель московского «Спартака» Николай Старостин аттестовал его так:

«(Данилов) своей команде приносит то неожиданный выигрыш — лично забьёт гол в чужие ворота, то проигрыш, когда мяч влетает в сетку «Зенита» из-за того, что левый защитник не успел вернуться из атаки.

Небольшого роста (170 см), крепкий (73 кг), он не походит на защитника, он, скорее типичный крайний нападающий, и вероятно, поэтому с такой охотой рвётся к чужим воротам. Подобная тактика не встречает одобрения тренеров, считающих, что лучшая помощь нападению – ноль в свои ворота. Вот почему наступательные порывы Василия всячески трансформируют в стойко оборонительные. Его, как шутят партнеры, сажают на цепь длиной в 30–40 метров от левой штанги своих ворот. Но все-таки он частенько снимает с себя ошейник, и однажды принес нашей сборной победу в Южной Америке, забив единственный гол». Старостин не лукавил: недаром Данилова приглашали в «Спартак». Настойчив был и ЦСКА, а с киевским «Динамо» он даже успел потренироваться. Но в итоге остался в Ленинграде, который быстро полюбил – был восхищен красотой города. К характеристике Николая Петровича добавим лишь, что Василий хорошо владел и правой, и левой ногой, демонстрировал отличную скорость. И вообще был вполне современным по нынешним меркам фланговым футболистом, который должен успеть и в обороне отработать, и пас в чужую штрафную отдать.

Попадание Данилова в заявку сборной СССР на чемпионате мира 1966 года в Англии не было сенсацией, даже несмотря на то что в союзные времена его «Зенит» звезд с советского футбольного небосвода не хватал. На ЧМ-66 Василий сыграл четыре из шести поединоков — на групповом этапе против Италии (1:0), в четвертьфинале против Венгрии (2:1), в полуфинале с ФРГ (1:2) и в поединке за третье место с Португалией (1:2). «В Англии он играл смело и удачно. Когда нужно, оказывался впереди, и всегда успевал в оборону. Ублажая тренеров своим послушанием, он ублажал и неукротимую привязанность к атакам, потому что у противника часто не оказывалось правых крайних в нападении», ‒ писал о его игре в Англии легендарный спартаковец Николай Старостин.

Василий Данилов и Гарринча

Все мы помним, что после прошлого чемпионата мира сборную России только что не на руках носили — и для этого оказалось достаточно выйти в четвертьфинал. В 1966-м сборная СССР стала четвертой.

— Когда мы летели в Англию, всем твердили: выйдете в четвертьфинал — герои, предлагали даже дырки под ордена на пиджаках прокалывать, — вспоминал Данилов в интервью «Спорт-Экспрессу». — Когда мы обыграли венгров, которые, между прочим, бразильцев на том чемпионате победили, и вышли в полуфинал, начались совершенно другие разговоры.

Но никаких регалий советские футболисты тогда не дождались. А следующий год, 1967-й, стал роковым для Данилова: в своем двадцать третьем матче за сборную СССР против Мексики в Ленинграде он получил тяжелую травму — разрыв ахилла. Несмотря на мучительное и долгое восстановление, вернуться на прежний уровень так и не удалось. А тут еще и новый старший тренер «Зенита» Артем Фальян после провального сезона начал серьезную чистку состава – и среди тех, кто оказался ленинградцам больше не нужен, был и Данилов. Он попытается заиграть в московском «Локомотиве», ленинградском «Динамо», в скромном новгородском «Электроне»...

А в 1979 году защитник, игравший против Гарринчи и Сандро Маццолы, Жаира и Уве Зеелера, окажется в тюрьме: по его словам, случайно оказался в квартире, где собирались воры, а милиция взяла всех без разбору — и один из преступников оговорил Василия. Три года Данилов не досидел – сорвался, полгода прятался, а потом пришел с повинной. И окончательно вышел на свободу только в 85-м. А на свободе Данилова уже постарались вычеркнуть из истории «Зенита», не упоминали в книгах и справочниках — его, сыгравшего больше всех в команде матчей за сборную.

Лишь в 90-е он стал заслуженным мастером спорта и вернулся на свое место в истории клуба и советского футбола, став заслуженным ветераном — пусть и с извилистой судьбой.

Андрей Жизлов