Александр Кузьмичёв рассказал, почему его вынудили уйти из «Арсенала»

394

Экс-нападающий Александр Кузьмичёв рассказал о работе с тренерами Анатолием Полосиным и Евгением Кучеревским в тульском «Арсенале».

«Полосин — уникум. Ему было за 60, но по утрам выходил на пробежку вместе с командой. Потом разденется по пояс, найдет самый большой камень — и с ним приседает. Мог и на дерево залезть.

Нагрузки были серьезные. Но что мне в Полосине нравилось — выглядел как Ален Делон. Если установка на игру — Анатолий Федорович всегда в накрахмаленной рубашке, при галстуке. Стрелки на брюках такие, что обрезаться можно. Ботиночки начищенные. И где? В лесу, в полуразрушенном пионерском лагере, который «Арсенал» тогда в качестве базы использовал. Это позже, при Кучеревском, «Газпром» отстроил для команды хоромы. Мячково по сравнению с ней — хозблок. А здесь — огромная территория. Футбольные поля, тренажерный зал, даже пруд с карасями. У каждого игрока отдельный номер. В столовой — все, что пожелаешь, включая черную икру. И это, ребята, вторая лига! Правда, сейчас у «Арсенала» другая база. Та оставалась собственностью «Газпрома», он забрал ее у клуба после очередной реорганизации.

А в середине 90-х клуб финансировали руководители трех крупнейших предприятий города. Виктор Соколовский — это «Центргаз», дочка «Газпрома». Юрий Тарасов — «Тулажелдормаш». Николай Сергиенко был директором завода «Туласпирт». Передвигались они на 600-х «Мерседесах», впереди и сзади — охрана на джипах «Чероки». Однажды вся эта кавалькада подрулила к базе. Мы готовились к первому домашнему матчу сезона.

Из «Чероки» выходят мордовороты, открывают багажник, достают мангал, мясо, овощи, пиво и три ящика водки. Начинают шашлыки жарить. Смотрю — Кучеревский напрягся. Завтра игра! А Сергиенко — мужик простецкий. Разливает водочку, приговаривая: «Если ребята хлопнут по сто граммов — только лучше сыграют».

Кучеревский побагровел: «Ка-а-к? Перед игрой?!» А тот: «Она во сколько? В семь вечера! Еще куча времени. Мы ж по чуть-чуть...» Разлили. Соколовский, Тарасов и Сергиенко выступили с напутствием: «В предстоящем сезоне «Арсенал» должен решить задачу и выйти в первую лигу. Ребятки, в добрый путь!» (Пили) и тренеры, и футболисты. По рюмочке. А на следующий день не просто выиграли — 4:0!

В том сезоне «Арсенал» финишировал первым, а я наколотил 33 мяча, стал лучшим бомбардиром лиги. Но отношения у нас были странные. Например, один из его ассистентов, отвечавший за ведение протокола, записывал мои голы на другого футболиста.

Понятия не имею (почему)! Но я забиваю три, а потом оказывается, что в этом матче у меня официально два гола. Такое повторялось несколько раз. Или идет тренировка, а Кучеревский приобнимет меня, и мы ходим с ним вокруг поля, беседуем. Мне уже перед пацанами неудобно. Они-то пашут, пока я с тренером прогуливаюсь.

(Говорили) об одном и том же. Кучеревский: «Саня, ты молодец! В одиночку команду тащишь. Скажи, выйдем в первую лигу?» — «Мефодьич, конечно, выйдем!» Весь сезон обнимал меня, облизывал, а когда выполнили задачу — взял и выкинул из команды.

Собрались после отпуска, нужно заключать новый контракт. В кабинете все руководство — Соколовский, гендиректор клуба Тябус и Кучеревский. Синев отстрелялся первым. Выйдя, шепнул: «Подписал на тех же условиях, что и год назад». Следующим захожу я. Кучеревский поднимается и уходит. Молча. Думаю: что за фокусы? (Почуял подвох.) Но все равно обалдел, когда услышал, что мне хотят снизить зарплату на 90 процентов! Причем говорят как ни в чем не бывало: «Давай подписывай».

У меня в команде был огромный авторитет — на уровне тренера. Ну и зачем Кучеревскому еще один главный тренер? Наоборот, ему нужны футболисты, которые будут помалкивать и выполнять все, что он скажет. Заодно разгрузил зарплатную ведомость, расчистил место под бразильцев. Привез-то зимой девятерых!» — сказал он в интервью «Спорт-Экспрессу».