События 13 мая

В РОССИИ И МИРЕ

День Черноморского флота

8 апреля 1783 года был издан манифест императрицы Екатерины II о присоединении Крыма к России. Вскоре после присоединения Крыма к России она подписала указ об основании Черноморского флота. 13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту, расположенную в юго-западной части Крымского полуострова Чёрного моря, вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием участника Чесменского сражения вице-адмирала Клокачева. Позднее к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии. Эти первые 28 кораблей и стали боевым ядром зарождающегося флота.

Первый штат Черноморского флота был утвержден в 1785 году. На 13 с половиной тысяч человек личного состава приходилось: 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных суда. Управление флотом осуществляло Черноморское адмиралтейство, созданное в Херсоне.

21 февраля 1784 года по указу Екатерины II городу Ахтиару было присвоено название Севастополь. В переводе с греческого языка слово «севастополь» означает «величественный». Вскоре город и порт Севастополь стал главной базой российского флота на Черном море. Историю флота прославили выдающиеся русские флотоводцы: Федор Ушаков, Михаил Лазарев, Павел Нахимов, Владимир Истомин, Владимир Корнилов.

Современная численность Черноморского флота РФ — 11 тысяч человек, надводные, десантные, разведывательные корабли, судна охраны водного района, ракетные катера.

1836 — Началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург — Царское Село — Павловск. Она стала первой в стране железной дорогой общественного пользования.

Строительством Царскосельской железной дороги руководил австрийский инженер Герстнер. Несколько месяцев в России он изучал местные пути сообщения, а затем представил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России. После рассмотрения специальным комитетом всех аспектов, Герстнеру была выдана привилегия на постройку железной дороги и было дозволено учредить акционерное общество с капиталом в 3 миллиона рублей. В результате через полгода средства на строительство были собраны, и в апреле 1836 года Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован.

Строительство дороги планировалось завершить за 5 месяцев. Почти всю трассу распределили на участки, отданные подрядчикам, а техническое руководство осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже имели опыт подобных работ на железных дорогах Англии. Стройку охраняли около сотни смотрителей и солдат. Всего в период строительства на трассе работало более 3 тысяч человек. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки.

В августе приступили к укладке железнодорожного полотна и за месяц уложили 5 км. Причем для Царскосельской дороги Герстнером была выбрана колея шириной 1829 мм. По его мнению, принятая в Европе ширина 1435 мм была слишком мала для создания правильной конструкции паровозов и вагонов. Практически все составляющие железной дороги закупались за границей.

Строительный сезон 1836 года заканчивался, но работы завершены не были. Чтобы спасти положение и репутацию, Герстнер решил открыть движение на готовом участке дороги между Царским Селом и Павловском (3,5 версты). Первая поездка поезда с конной тягой по этому маршруту состоялась в конце сентября и заняла 15 минут. Вскоре на железную дорогу был доставлен из Англии паровоз, и 6 ноября был совершен первый рейс поезда на паровой тяге. Поездки были бесплатными, поэтому в каждый вагон набивалось до 50 человек.

Участок между Петербургом и Царским Селом длиной 25 километров был открыт (30 октября) 11 ноября 1837 года. Это стало официальной датой открытия Царскосельской железной дороги. Первый поезд, который вел сам Герстнер, состоящий из паровоза и восьми вагонов, в одном из которых ехал император Николай I, прошел это расстояние за 35 минут.

На всем протяжении от Петербурга до Павловска дорога была открыта к июню 1838 года. Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, то поезда с конечных станций отправлялись одновременно и расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут. Поездка занимала 42 минуты, средняя скорость движения была 32 км/час.

Отношение к Царскосельской дороге было неоднозначным. Многие называли ее «увеселительной». Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в России.

1950 — В английском городе Сильверстоун прошла первая гонка первого чемпионата «Формулы-1».

Популярность автоспорта постоянно росла, и в 1930-е годы автогонки приобрели репутацию одного из самых престижных и зрелищных видов спорта. Однако после окончания Второй мировой войны в Европе царила разруха, многие трассы были разрушены, заводы закрыты. Но уже 9 сентября 1945 года в Булонском лесу под Парижем прошла первая послевоенная гонка, а в 1946 году прошло уже 15 гонок — во Франции, Италии, Швейцарии и Испании.

В первых послевоенных гонках участвовали любые автомобили, которые подходили под категорию спортивных. В 1949 году Международная федерация автомобильного спорта приняла историческое решение — учредить чемпионат мира среди водителей, включив в него самые престижные национальные Гран-при.

Первый чемпионат «Формулы-1» был проведен уже через год, 13 мая 1950 года, на трассе Сильверстоун, проложенной по взлетно-посадочным полосам бывшего военного аэродрома. Стартовавший на «Альфа-Ромео» 44-летний итальянский гонщик Джузеппе Нино Фарина лидировал всю гонку от старта до финиша и победил.

В ТУЛЕ И ОБЛАСТИ

1956 — Мосбассовский «Шахтёр» в поединке класса «Б» дома победил харьковский «Авангард» — 2:1. Мячи на счету Николая Ушнова и Николая Голофаева.

1959 — Первое в истории областное дерби в рамках первенства СССР между сталиногорским «Шахтёром» и тульским «Трудом» завершилось вничью — 0:0. Матч класса «Б», проходивший на стадионе «Химик» в Сталиногорске, собрал 15 тысяч зрителей.

1962 — Три года спустя вновь состоялось дерби: в поединке класса «Б» тульский «Шахтёр» принимал новомосковский «Химик». Поединок завершился вничью — 1:1. Гости повели после гола Олег Игнатова, но ничью тулякам спас Павел Купрюхин. На трибунах «Тульских лужников» собрались 20 тысяч болельщиков.

1968 — Новомосковский «Химик» в матче класса «Б» проиграл на выезде «Гранитасу» из Клайпеды — 0:2.

1969 — Тульский «Металлург» в матче второй группы класса «А» в гостях разошёлся миром с таганрогским «Торпедо» — 0:0.

1970 — Тульский «Металлург» в ответном матче 1/16 финала Кубка СССР проиграл в Ташкенте «Пахтакору» — 1:3. Гол забил Александр Дмиттриевич Кузнецов. Матч 9 мая в Туле, который стал для главной команды города первым в истории официальным поединком против коллектива высшей лиги, завершился вничью — 0:0.

1978 — Удивительно, но ещё 16 лет спустя календарь второй лиги вновь свёл в этот день новомосковский «Химик» и тульский «Машиностроитель». Туляки, в сезоне-78 занявшие последнее место в зональном турнире, крупно проиграли в Новомосковске — 0:3. Дубль сделал Анатолий Супруненко, ещё один мяч забил Валерий Сорокин.

1979 — Новомосковский «Химик» в поединке второй лиги в гостях поделил лчки с элистинским «Ураланом» — 1:1. Мяч забил Сергей Ягодкин.

1981 — Тульский ТОЗ в матче второй лиги дома уступил московской «Красной Пресне» — 0:1. Гол с пенальти забил экс-спартаковец Михаил Булгаков.

1985 — Тульский «Арсенал» в поединке второй лиги во Владимире поделил очки с «Торпедо» — 0:0.

1993 — «Арсенал» в матче второй лиги в гостях сыграл вничью с «Текстильщиком» из Ишеевки — 0:0.

1994 — Тульский «Арсенал» в поединке второй лиги в Казани выиграл у «Рубина» — 2:0. Мячи на счету Валентина Киселёва и Юрия Куракова (с пенальти).

1995 — Тульский «Луч» в матче третьей лиги выиграл дома у «Спартака-Братского» из Южного Ростовской области — 2:0. Оба гола забил Герман Телеш.

2000 — «Арсенал-2» дома в поединке второго дивизиона уступил «Орлу» — 0:1. Гол забил Алексей Юдкин, который и сейчас выступает в составе бело-зелёных.

2002 — «Арсенал» в матче второго дивизиона в Москве выиграл у «Уралана плюс» — 3:0. Хет-трик сделал Валерий Шмаров.

2007 — Тульский «Оружейник» в матче первенства Черноземья дома взял верх над «Горняком» из Строителя — 3:1. Отличились Эдуард Дёмин, Денис Финеев и Сергей Егоров.