События 3 апреля

В РОССИИ И МИРЕ

Никита Водопол / День Водяного

Согласно преданиям, в этот день Водяной просыпается от зимней спячки. Традиционно 3 апреля в полночь рыболовы приходили к воде и угощали Водяного, топя купленную в складчину у цыган лошадь, чтобы тот стерёг рыбу, не рвал неводов и спасал местных жителей от бурь и потопов. По народному календарю восточных славян праздник приурочен ко дню памяти святого преподобного Никиты.

«Водная тема» зачастую присутствует в названиях футбольных клубов, представляющих города, построенные на берегах рек или озёр.
События 3 апреля
Новомосковский «Дон», нижегородская «Волга», томская «Томь», грозненский «Терек», омский «Иртыш», красноярский «Енисей», «Истра», череповецкая «Шексна», калининградская «Балтика», иркутский «Радиан-Байкал», «Океан» из Находки, украинские «Днепр», «Ворскла», «Десна», кишинёвский «Нистру»... Как правило, отличительная черта эмблем практически «водных» клубов – наличие синего цвета. В Тульской области в отсутствие больших водоёмов эта традиция не слишком распространена: кроме «Дона» ранее существовала лишь алексинская «Ока», а ещё отношение к названию реки Красивая Меча имеет название ефремовского клуба «Меч».

1836 – Утверждён проект строительства первой русской железной дороги.

Царскосельская железная дорога протяжённостью 25 вёрст (около 26 километров) стала шестой в мире и до открытия в 1840 году Варшаво-Венского пути сообщения являлась первой железной дорогой общественного пользования в России. Была построена для передвижения между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском. Указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года, строительство началось 1 мая 1836-го, торжественное открытие состоялось 30 октября 1837-го. Средства для выполнения работ (3 миллиона рублей) были собраны по подписке в течение 6 месяцев и 6 дней. Техническое руководство строительством осуществляли 17 инженеров, стройку охраняли 30 смотрителей и столько же солдат и сторожей. Всего в период строительства насыпи на трассе работало около 3000 человек.

Открытие железной дороги вызвало небывалый резонанс в обществе. Всюду – на плакатах, в газетах и даже на конфетах – появились изображения паровозов. На сцене Александринского театра давали водевиль «Поездка в Царское Село», в котором главная роль была отведена паровозу. Вагоны первых поездов были четырёх типов, каждый из которых имел определённое название. Наиболее комфортабельными считались «берлины» (1‑й класс) и «дилижансы» (2‑й класс), представлявшие собой закрытые повозки. «Шарабаны» с крышей и стенками до половины высоты кузова предназначались для пассажиров 3‑го класса. «Вагоны» (4‑й класс) не имели крыши и рессор.

Экипаж 1‑го класса мог принять 32 пассажира, при этом он располагал одним отдельным купе. В вагоне 2‑го класса было 30 мест, 3‑го класса – 42. Поездки были бесплатными, в каждый вагон набивалось до 50 человек. Толпы людей стояли вдоль пути, большую скорость развивать было опасно, и паровозы ходили со скоростью 20–24 версты в час. Проезд в вагоне 1‑го класса от столицы до Царского Села стоил 75 копеек серебром, в вагоне 2‑го класса – 50, 3‑го – 35 и 4‑го – 20. Билеты изготовлялись из латуни, их называли «жестянками». С апреля 1860 года взамен «жестянок» были введены бумажные билеты разных цветов: белые, розовые и зелёные.

В 1922 году в СССР основано добровольное спортивное общество железнодорожников «Локомотив», целью которого являлась повседневная работа по оздоровлению работников железной дороги и их семей. Сегодня оно объединяет физкультурно-спортивные клубы железнодорожных предприятий, узлов, отделений, железных дорог, учебных заведений, а также метрополитен и транспортных строителей. В 1936 году был создан футбольный клуб «Локомотив», предшественниками которого являлись «Казанка» (1923, 1931–35) и Клуб Октябрьской революции (1924–30).

1896 — В Милане основана «Ла Гадзетта делло Спорт», самое авторитетное спортивное издание Европы.

1905 — Основан один из сильнейших и самых популярных футбольных клубов Аргентины «Бока Хуниорс». Генуэзцы являются рекордсменами мира по количеству выигранных международных турниров (18), наравне с итальянским «Миланом». Сюда входят 6 Кубков Либертадорес и 3 Межконтинентальных кубка. «Бока Хуниорс» 24 раза становился чемпионом Аргентины, что является вторым показателем после «Ривер Плейта», самого принципиального соперника «Боки». Входит в 20-ку лучших клубов мира по версии Международной федерации футбольной истории и статистики.

1932 — Русский хирург Юрий Вороной, заведующий отделением Херсонской городской больницы, провёл первую в мире операцию по пересадке почки человеку. Он пересадил 26-летней женщине орган 60-летнего мужчины, умершего от перелома основания черепа. Операция была проведена через 6 часов после смерти пострадавшего. Почка была трансплантирована как временная мера на период острой почечной недостаточности. Пересаженный орган включился в кровоток и начал функционировать. Однако больная, прожив с чужой почкой более двух суток, скончалась.

Впоследствии Вороной провел еще несколько таких операций, но все они имели тот же результат. Отсутствие знаний иммунологии затормозило развитие трансплантологии на 30 лет, однако операции хирурга доказали принципиальную возможность пересадки трупного органа живому человеку. На сегодняшний день подобные операции проводятся в плановом порядке во многих клиниках мира.

33-летний хорватский нападающий Иван Класнич стал первым футболистом в истории, который сыграл за национальную сборную после сложнейшей операции по пересадке почки. В 2007 году форвард бременского «Вердера» перенёс удаление аппендикса, в связи с чем у игрока возникли проблемы с почками и потребовалась пересадка органа. Первая операция прошла неудачно – почку матери организм Класнича отторг. Со второй попытки пересадка почки удалась, на этот раз донором выступил отец футболиста.

Операция была сделана в марте 2007 года в клинике Ганновера. После 6 месяцев лечения врачи разрешили футболисту тренироваться в полную силу, а уже в ноябре он снова вышел на поле в основном составе «Вердера». После такого подвига форвард бременцев был признан человеком года влиятельным немецким спортивным изданием Kick­er. Летом 2008 года Класнич принял участие в чемпионате Европы, отметившись двумя голами в двух встречах. Сегодня нападающий выступает за «Майнц-05».

1987 – В здании штаб-квартиры Всемирной организации здравоохранения введён запрет на курение. В 1989 году резолюцией ВОЗ будет утверждена дата празднования Дня без табака – 31 мая. Главной целью являлось привлечение внимания к табачной эпидемии и гибели людей от болезней, вызванных табакокурением.

Запрет на курение претерпел множество преобразований и ужесточений. Согласно антитабачному закону в России с 1 июня 2013 года не разрешается курение в государственных учреждениях, вузах, школах, больницах, стадионах, ресторанах и других заведениях общепита, поездах, на вокзалах и у метро. Места для курения будут организованы только на предприятиях и в офисных учреждениях.

С 2014 года курение запрещается в гостиницах, санаториях, поездах дальнего следования, самолётах, судах дальнего плавания, в общественном транспорте и пригородных электричках, на перронах железнодорожных станций, а также на расстоянии менее 15 метров от вокзалов, аэропортов и станций метро.

В ТУЛЕ И ОБЛАСТИ

1970 – Тульский «Металлург» в зональном четвертьфинале Кубка СССР в дополнительное время обыграл волгоградскую «Сталь» – 2:1. Отличились Владимир Белоусов и Юрий Мелешко.

1990 – Тульский «Арсенал» в контрольном матче на крымском сборе уступил житомирскому «Полесью» – 1:3.

2003 – «Арсенал» в контрольном поединке в Туапсе благодаря голам Сергея Окольникова и Валерия Шевырёва победил «Содовик» из Стерлитамака – 2:0.

2005 – Контрольный поединок «Арсенала» в Дагомысе завершился крупным поражением от иркутской «Звезды» – 1:4. У туляков гол престижа забил Звиад Геловани.

2010 – Победу в контрольном матче над орехово-зуевским «Знаменем труда» канонирам принёс новобранец «Арсенала» Александр Акимов.