Пост-Филимонов

Блог Сергея Рунько «„Восток“ — дело тонкое»

Подводя итоги столь яркого и неоднозначного сезона тульской команды в премьер-лиге, нельзя обойти вратарскую проблему, разделившую сезон на две неравные, как арифметически, так и по уровню эмоционального фона части. Наверно, более жарких споров и дискуссий не вызывала ни одна позиция на поле. Даже малорезультативное нападение, сподобившееся наколотить 7 мячей на четверых.

Поквитаться с Фортуной за 99-й — чем не интрига?
Поквитаться с Фортуной за 99-й — чем не интрига?
И меньше всего нужны мне твои камбэки...

Не буду лукавить, если скажу, что перспектива вновь увидеть в деле на таком уровне Александра Филимонова выглядела заманчивой. Даже при всём сложном отношении автора этой статьи к «первому номеру» тульского «Арсенала» (разумеется, как к игроку). Сюжет-то вырисовывался сказочный. Почти голливудский. Новая история боксера Рокки Бальбоа или гонщика «Индикар» Джо Танто, восставших из небытия.

Что ещё нам, журналистам, любителям баек и интриг, надо, когда в активе такие исходные данные. 40-летний «матёрый волк» Александр Филимонов, затравленный в 1999 году и «добитый» в 2004-м, спустя 10 лет возвращается в российский высший футбольный свет, чтобы доказать всем и самому себе, что никакой он не «тираннозавр с атрофированными передними лапами», а по-прежнему голодная до побед и злая половина команды, как и положено быть вратарю. В одном из интервью межсезонья расхорохорившийся ветеран не побоялся даже объявить о желании перейти в московский «Спартак».

Что произошло дальше — лишний раз мусолить не хочется. Вместо красивого камбэка — ушат ледяной воды, громадное спортивное разочарование и нескончаемый поток критики. За 17 матчей в составе тульского «Арсенала» капитан команды совершил от 5 до 8 результативных ошибок. Гол ростовчанина Александра Бухарова в ворота красно-жёлтых лидирует в хит-параде вратарских ляпов сезона. Где-то неподалёку в пятёрке нелепый гол Юры Мовсисяна на глазах у спартаковских болельщиков. А ведь был ещё домашний мяч от Георгия Букура, выпавший из «домика», не укрощённый удар Дугласа из «Динамо», ошибка на выходе в матче с «Тереком», пропущенный удар в ближний угол в екатеринбургском манеже, не совсем оправданный выход в домашнем поединке с «Уфой». Берущимися выглядели мяч Аршавина в кубковом поединке с «Зенитом» и снаряд от Халка, пущенный с нулевого угла. «Между ушами» пролетели и кубковые перспективы «Арсенала» в матче с оренбургским «Газовиком», положившие конец игровой карьере харизматичного кипера. По слухам, после этого в раздевалке клуба разразился нешуточный скандал, а главный тренер Дмитрий Аленичев повесил всех собак на своего давнего партнёра.

Чтобы решить вратарскую проблему, Аленичеву пришлось переступить через себяКто здесь крайний?

У каждой катастрофы, в том числе футбольной, есть имя фамилия и отчество. Так учил жить бабушек и дедушек товарищ Сталин, прививая чувство индивидуальной ответственности за коллективные косяки сверхдержавы.

Не скрою, что соблазн обвинить во всех бедах команды строптивого бородача у вашего покорного слуги присутствовал. Проще всего написать что-то из разряда: «Стой с самого начала сезона в „рамке“ надёжный Муха или доморощенный куражистый в дубле Лейкин, и вот тогда бы...»

Но... кто-то же вписывал фамилию Филимонова в протокол. И этот «кто-то» сейчас осваивается в статусе главного тренера московского «Спартака». Можно вспомнить заявления Дмитрия Аленичева на пресс-конференциях, что он «доверяет первому номеру и тренеру вратарей». А если так, то и ответственность за все вратарские ляпы как минимум обоюдная. Недооценил наш коуч природную самоуверенность старого друга и получил первый и далеко не последний урок тренерского мастерства.

Впрочем, победителю пляжного мундиаля есть за что всыпать, помимо неважного игрового тонуса. За 3 года работы тренером вратарей в команде не вырос ни один голкипер, способный стабильно заиграть на уровне РФПЛ.

Ради чего покрывались мхом с северной стороны на скамейке запасных многоопытные Максим Кликин и Сергей Котов — загадка из загадок. Как и то, почему отнюдь не безнадёжного Александра Лейкина не подтягивали к основе во втором дивизионе и ФНЛ.

Что же касается статистических данных, то даже с теми грубыми ляпами у вожака стаи канониров всё не так уж и отвратительно. Бывали в РФПЛ вратари с результатами похуже. В 17 матчах пропущено 25 мячей. В двух кубковых встречах – 4. 4 матча отстоял на ноль. Но сухая статистика не всегда отражает происходящее на поле. Тот же хорватский «альфа-вратарь» Стипе Плетикоса вытащил из сетки за аналогичный период побольше, но сезон в пассив записать явно не может. А Александр Владимирович, действуя авантюрно и пускаясь в дриблинг в своей штрафной, не один десяток раз заставлял болельщиков хвататься за сердце.

Анализировать технические огрехи тоже стоит трезво. Они сопровождали Филимонова всю карьеру. Ну не учили его играть с юных лет чисто, как Акинфеева. Но и воспитанник Чанова, как мы убедились в ходе бразильского чемпионата мира, далеко не эталон надёжности. Те, кто ждали от нашего голкипера безупречности в действиях, наверно, не видели его матчей за «Текстильщик», «Спартак», «Динамо» (Киев), «Кубань», «Уралан». Йошкар-олинский уроженец никогда не пропускал помногу, но мог позволить себе «бабочки» за шиворот, голы в ближний угол под левую руку, роковые ошибки на выходе или зевки с дальней дистанции. Всё это мы наблюдали на пике карьеры, но тогда и партнеры у «первого номера» были не чета нынешним — Ананко, Никифоров, Ковтун, Хлестов, Горлукович. А если те не страховали своего бритоголового товарища, ситуацию выправляли Аленичев, Титов, Тихонов, Цымбаларь и Ширко с Кечиновым. Согласитесь, когда команда выигрывает 3:1 или 4:2, неудачные действия вратаря уходят на второй-третий план и не сказываются на его репутации.

Об этом, безусловно, знал главный тренер Дмитрий Аленичев и не сделал выводов... по крайней мере, вовремя.

А если бы весь сезон играл Ян Муха?
А если бы весь сезон играл Ян Муха?
Работа над ошибками

Поставив на дружбу и человеческие качества, главный тренер «Арсенала» просчитался. Безусловно, Филимонов хотел сыграть за «Арсенал» в премьер-лиге, и лишать старого товарища этого шанса было бы нечестно и жестоко.

Но сделать это надо было по-другому. На мундиале в стране диких обезьян не менее опытный и заслуженный вратарь сборной Колумбии Фарид Мондрагон вышел на 7 минут выигранного матча с Японией, сорвал овации переполненного стадиона в Куябе и ушёл в футбольное небытие героем. Ведь можно было, Александр Владимирович, завершить карьеру иначе. На высокой ноте, появившись на 10 заключительных минут в матче со «Спартаком» на «Открытие-Арене». Всё это время слушать «Филимонов, Филимонов — оле-оле-оле» а не обидное «Купите нам вратаря!»

Честолюбивый спортсмен оказался заложником собственных амбиций и дружеского доверия, которое ему подложило большую свинью под самый занавес.

Волевое решение по смене караула на посту №1 Аленичев должен был принять гораздо раньше, взяв пример с друга и учителя Жозе Моуринью. Тот с «первыми номерами» никогда не цацкался. Будь ты самим Икером Касильясом или танкистом Петром Чехом — место в составе при Особенном тебе не гарантировано. Одни назовут такое поведение самодурством, а другие — гениальным педагогическим ходом. Только представьте себе, как это психологически встряхивает коллектив. Если №1 сборной Испании полирует лавку, значит, и остальные могут попасть под раздачу, стоит снизить требования к себе.

Аналогичные воспитательные методики использовал Карло Анчелотти по отношению к бразильцу Диде в «Милане» и тому же Касильясу в «Реале», Луис Энрике дает понять немцу Тер Штегену, что статус «молодого и перспективного» надо конвертировать во что-то более стоящее, если конкурируешь с отважным чилийцем Клаудио Браво. Да и Валерий Лобановский в киевском «Динамо» не гнушался подстегивать любимца Александра Шовковского к более активным тренировкам, подпуская к основе Виталия Реву, Вячеслава Кернозенко. Ну и, наконец, пример в «своём отечестве». Валерий Газзаев, выбирая между воспитанником ЦСКА Игорем Акинфеевым и двумя своими протеже — Владимиром Габуловым с Вениамином Мандрыкиным — отдавал предпочтение клубной креатуре невзирая на личные отношения с двумя другими стражами ворот.

Сейчас никто не скажет, настаивал ли Филимонов на статусе «первого номера», но на переход в «Арсенал» претендовали томский легионер Младен Божович, спартаковец Сергей Песьяков, освободившийся зенитовский бэкап Юрий Жевнов. Все эти персонажи при должном уровне мотивации и куража могли показать весьма недурственные результаты.

Резюме

Зимой в команду был приглашен вратарь топ-уровня Ян Муха — человек, познавший футбол в английской премьер-лиге и вкус настоящего мундиаля. При участии словацкого легионера были завоёваны 14 очков в 12 играх. 4 раза ворота команды оставлены в неприкосновенности, в том числе, в поединках с «Локомотивом» и «Спартаком». Приход этого исполнителя на последний рубеж наглядно продемонстрировал тулякам всю разницу между заслуженным ветераном и действующим добротным мастером европейского уровня. А главный тренер раз и навсегда усвоил истину, что мужская дружба и профессиональные отношения — понятия трудно совместимые. Тем более на футбольном поле, на котором попытки их смешивать могут обернуться настоящей катастрофой.